В память о сотворении мира Тора заповедала нам почитать седьмой день недели — Шабат, отдыхать в этот день и не совершать работы. Узнайте больше об истории и значении Шабата из нашей статьи.
«И были завершены небеса, и земля, и всё воинство их». Этими словами завершает Тора самую таинственную историю – сотворение мира.
Сотворение мира произошло примерно шесть тысяч лет назад. Тогда Вс-вышний сотворил небеса и землю, море и сушу, растения, солнце, луну и звёзды, животный мир, и разумеется, первых людей – Адама и Хаву.
Всё, что составляет нашу удивительную вселенную, было сотворено за шесть дней «работы».
В эти дни Творец показал часть Своей великой силы и произвёл удивительную вещь – сотворил из ничего тот мир, в котором мы живём
После окончания сотворения мира в шестой день Творец как бы отдыхал от работы творения в течение целых суток, покоился и не совершал работу. Он благословил седьмой день и придал ему особую святость.
Творец предназначил седьмой день для покоя, святости и духовного подъёма. В этот день Его любимые создания могут узнать Его, их Творца, очиститься от телесности и материальности и хотя бы один день в неделю прожить духовной жизнью, более чистой и святой.
В память о сотворении мира Тора заповедала нам почитать седьмой день недели, отдыхать в этот день и не совершать работы.
Шабат – это остров спокойствия в круговороте хлопот, беспокойства, борьбы и невзгод, который характеризует нашу повседневную жизнь в течение остальных шести дней недели.
Каждую неделю приблизительно на 25 часов мир буквально замирает: бизнес закрыт, автомобиль стоит в гараже, телефон не звонит, радио, телевизор и компьютер отключены, заботы материальной жизни скрываются за пеленой забвения. Прекращая свою созидательную причастность к физическому миру, мы фокусируемся на нашем внутреннем мире - на семье, друзьях, на нашей внутренней сущности, нашей душе.
В Шабат мы вспоминаем, что не можем делать с миром все, что нам заблагорассудится, поскольку он не принадлежит нам, а является творением Б-га.
В Шаббат мы также вспоминаем, что Б-г вывел нас из Египта и повелел, чтобы мы никогда не были рабами земных хозяев: наша работа, финансы и материальные занятия – это лишь инструменты, средства достижения нашей Б-жественной цели, но не властители нашей жизни.
Шабат – это невеста Израиля, неразлучная с еврейским народом. Это - один из самых лучших путей проявить наше еврейство и передать его нашим детям. Мы остались верными Шаббату в любых странах, культурах и обстоятельствах в течении всей нашей четырехтысячелетней истории – и в славные дни Соломона, и в черные ночи Инквизиции. И эта преданность в свою очередь явилась средством сохранения нашей еврейской идентификации. Или словами известного еврейского автора: "Даже больше чем евреи хранили Субботу - Суббота хранила евреев."
"Даже больше чем евреи хранили Субботу — Суббота хранила евреев."
Шабат – это вкусная трапеза, роскошный стол, мерцание свечей, сладкое пение, наслаждающий сон. В течение недели удовольствие от жизненных радостей сопряжено с определенной проблемой: мы - физические существа в физическом мире, и должны быть всегда настороже, чтобы удовольствия не привели нас к деградации. Но в Шаббат и душа и тело вознесены на более высокую, более духовную ступень, и наслаждаться Субботой, вкушая пищу, напитки и комфорт – это мицва, Б-жественное деяние.
Шабат – это душа недели. Идея, оживляющая ее и задающая ей направление. Как учат мудрецы Каббалы, в Шабат все свершенной в течении всей предыдущей недели достигает своего полного осуществления и возвышения, и Суббота же дает благословение всем свершениям наступающей недели.
Соблюдение Шабата обеспечивает благословение Всевышнего на успех в течение всей недели, и наделяет целесообразностью и смыслом наше повседневное существование.
"В то время не будет ни голода ни войн, ни зависти ни соперничества. Все будет в изобилии, и самые изысканные яства будут доступны, как пыль. Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га". Так пророки и мудрецы Израиля описывают Эру Избавления - "седьмое тысячелетие", которое будет конечной реализацией и исполнением шеститысячелетней истории человечества и усилий превратить этот мир в "жилище Б-га".
Каждую неделю Шабат дает нам почувствовать вкус этого будущего мира. Но подобно тому, как вкус любого деликатеса, сколько его ни описывай, нельзя понять, самостоятельно его не испытав, - так же и с сутью Шабата.
В конечном счете, самый правильный ответ на вопрос, что такое Шабат, — это “Попробуйте!"
Шабат останавливает повседневную рутину, заботы о заработке и будничные дела. Он поднимает нас высоко, на духовную высоту.
Всякий, кто соблюдает шабат, знает чудесную атмосферу, окружающую нас уже в пятницу. В этот день мы готовимся к переходу из повседневного мира в совсем другой мир покоя, безмятежности и святости. Мы закрываем наши предприятия, заканчиваем работать раньше, оставляем в стороне все заботы и проблемы, думы о том, как заработать лишнюю копейку, и все размышления о том, как улучшить материальную составляющую нашей жизни.
Соблюдение субботы — это один из основных способов показать своё еврейство и передать его детям и внукам.
Один раз в неделю в течение 25 часов внешний мир замирает для нас: наше предприятие закрыто, машина стоит на стоянке, телефон, радио и компьютер выключены, смартфон отдыхает, а вместе с ним и весь виртуальный мир, не отпускающий нас целые сутки.
Заботы жизни временно отступают. Мы прекращаем всякое активное вмешательство в материальный мир, и наш взгляд устремляется внутрь – в духовный мир, в мир чувств и мыслей, во внутренний мир.
Мы можем посвятить время семье, друзьям (ведь за множеством виртуальных связей уже почти не осталось времени на реальные разговоры), и главное – себе, своей душе.
Узнать еще о Шабате